- Главная
- /
- Новости
- /
- Минтранс предложил разделить водителей на любителей и профессионалов: правовые последствия и риски
Минтранс предложил разделить водителей на любителей и профессионалов: правовые последствия и риски

Министерство транспорта РФ разрабатывает законопроект, направленный на разделение водителей на две категории: любителей и профессионалов. Согласно предложенным изменениям, подготовка водителей-любителей станет проще, в то время как профессиональные водители продолжат проходить обучение по действующим стандартам с возможностью дальнейшего повышения квалификации.
Что предлагает законопроект?
Идея разделения водителей обсуждается уже давно. Ранее правительственная комиссия по безопасности дорожного движения поддерживала такую инициативу, отмечая необходимость внесения соответствующих поправок в законодательство.
Как следует из пояснительной записки, Минтранс предлагает:
- Упростить подготовку водителей-любителей, исключив из программы ряд дисциплин, касающихся управления специальным транспортом и организации пассажирских перевозок.
- Обучать водителей-любителей вне рамок Закона об образовании, что приведет к тому, что организации, проводящие обучение, не смогут получать лицензии на такую деятельность.
- Ввести обязательную периодическую проверку квалификации водителей-профессионалов, по аналогии с практикой Европейского союза, где профессиональные водители подтверждают свою квалификацию раз в 5 лет.

Правовые риски и возможные последствия
Несмотря на позитивные намерения законодателей, документ содержит ряд противоречий и может привести к негативным последствиям. В частности:
- Отсутствие лицензирования учебных центров для водителей-любителей может снизить качество подготовки, что неизбежно отразится на безопасности дорожного движения.
- Опыт прошлых реформ показывает, что ослабление контроля за автошколами ведет к росту аварийности. Так, с 2010 по 2013 год автошколы работали без лицензий, что привело к увеличению ДТП по вине начинающих водителей. После возвращения контроля ГИБДД, за 5 лет аварийность среди новичков снизилась в два раза.
- Неясность в механизмах реализации – в законопроекте отсутствуют конкретные нормы, регламентирующие контроль за подготовкой водителей-любителей и механизм их допуска к экзаменам.
Как может измениться практика получения водительских прав?
Если законопроект будет принят в текущем виде, можно ожидать значительных изменений в системе подготовки водителей:
- Ослабление требований к обучению водителей-любителей может привести к ухудшению навыков вождения у начинающих автомобилистов.
- Разделение категорий водителей создаст сложность в регулировании их статуса, особенно если водитель-любитель решит перейти в категорию профессионалов.
- Усиление контроля над профессиональными водителями потребует дополнительных ресурсов со стороны государственных органов.
Заключение
Предложенные изменения, безусловно, имеют цель повысить квалификацию водителей, особенно тех, кто занимается перевозками на профессиональном уровне. Однако отсутствие четкой нормативной базы для обучения водителей-любителей, а также ослабление требований к их подготовке, могут негативно сказаться на безопасности дорожного движения.
Юридические компании, специализирующиеся на транспортном праве, должны внимательно следить за развитием инициативы, так как в случае принятия поправок потребуется дополнительное разъяснение прав и обязанностей водителей, автошкол и органов ГИБДД.
Если у вас возникли вопросы о том, как данные изменения могут повлиять на вас или ваш бизнес, обратитесь за консультацией в нашу юридическую компанию. Мы поможем вам разобраться в новых правилах и защитить ваши интересы.