В Министерстве транспорта ведется разработка законопроекта, который разделит водителей на две группы: любителей и профессионалов. При этом подготовка любителей станет проще, чем есть сейчас, а профессионалы будут обучаться согласно текущим порядкам и получат возможность в дальнейшем повышать свою квалификацию.
Разговоры о том, что нужно ввести такое разделения, начали вестись уже довольно давно. Ранее правительственная комиссия по безопасности дорожного движения поддерживала инициативу и говорила о необходимости внедрения поправок в законодательство.
Отметим, что в странах Евросоюза человек, планирующий работать водителем, должен пройти профессиональную подготовку и в будущем раз в 5 лет подтверждать свою квалификацию. Примерно то же самое хочет реализовать Министерство транспорта России, внедрив свои поправки. Но на деле документ получился довольно странным. К примеру, в законопроекте говорится о том, что водители любительского уровня не обязаны обучаться ряду организационных и управленческих дисциплин, так как не собираются управлять специальным транспортом и заниматься пассажирскими перевозками. Им просто не нужны эти знания. Но как это будет реализовано – вопрос открытый.
Предполагается, что водители-любители будут подготавливаться за рамками закона об образовании. Подготовка будет проходить в учебных организациях в соответствии со специальными программами. Но поскольку такого термина в законах нет, то лицензию на подготовку водителей они получить не смогут.
Нечто подобное уже происходило в российской практике. Так, в период с 2010 по 2013 год автошколы перестали быть подконтрольны ГИБДД. Они не получали лицензии и могли работать, грубо говоря, как захотят. Это привело к последствиям, которые дают о себе знать до сих пор. Начиная с 2013 года ГИБДД вновь начало согласовывать выдачу водительских прав с автошколами, и спустя 5 лет по вине водителей-новичков начало происходить в два раза меньше дорожно-транспортных происшествий.
Если законопроект будет принят в текущем виде, это может привести к ухудшению ситуации с безопасностью на дорогах. Поскольку если водители-профессионалы будут вынуждены проходить комплексную подготовку и регулярно доказывать свое мастерство, то требования к любителям сильно ослабнут. Чтобы получить права, достаточно будет пройти специальный курс в нелицензированной организации.