В Министерстве юстиции России начали разрабатывать законопроект, который утвердит порядок и принципы проведения процедуры по изъятию у государственных служащих средств, чистоту происхождения которых они не могут доказать.
Сегодня уже никого не удивляет ситуация, когда человек, занимающий высокий государственный пост, оказывается весьма и весьма состоятельным. Но это должно удивлять, ведь давно прошли те времена, когда чиновникам было не принято задавать вопросы по поводу их богатства и источников получения дорогостоящего имущества.
Сегодня законодательством предусмотрена возможность изъятия у чиновников предметов роскоши в случае, если те не могут доказать законность их получения. Прокуратура в таких ситуациях имеет все основания для обращения в суд с требованием отчуждения этого имущества в пользу государства. Как сообщают в Генеральной прокуратуре, с 2016 года по такому принципу в доход государства было зачислено имущество общей стоимостью свыше 25 миллиардов рублей.
Но проблема заключается в том, что действующий закон не предусматривает возможности изъятия денежных средств. И если государственный служащий не хочет рисковать своим богатством, он просто может держать его в форме денег, не боясь их потерять. То есть, если чиновник имеет дорогостоящий автомобиль, который он не может себе позволить, прокуратура может через суд изъять у него такое имущество. Но если он имеет подозрительно большой счет в банке, то с этим уже никто ничего сделать не может. Прокуратуре и гражданам остается только задавать риторические вопросы, на которые все итак знают ответы. По этой причине Министерство юстиции инициировало разработку нового законопроекта, который должен устранить этот неприятный пробел в законодательстве.
Как отмечают в Минюсте, проект закона установит четкий механизм для изъятия в пользу государства денежных средств, полученных чиновниками, при условии, что их размер превышает официальный доход служащего и его жены, и если по источнику получения этих средств не была предоставлена исчерпывающая информация. То есть именно государственный служащий должен доказать законность происхождения денег, а не прокуратура – обратное.
Отметим, что данный подход может быть применен только по отношению к сомнительным излишкам, а не ко всем денежным средствам, получаемым чиновником.